Суть знания в том, чтобы, обладая им, применять его.
Конфуций
А. Дистервег (1835 г.)
Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев
1.1. Что такое «функциональная грамотность»?
ФГОС ООО (2021), п. 35.2:
Функциональная грамотность (ФГ) - способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. ФГ включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Компоненты функциональной грамотности:
- читательская грамотность
- математическая грамотность
- естественнонаучная грамотность
- финансовая грамотность
- глобальные компетенции
1.2 Как оценивать «функциональную грамотность»?
ПООП ООО (2022), п. 1.3.2 “Особенности оценки метапредметных и предметных результатов”:
Критерии для оценки предметных результатов: знание и понимание, применение, функциональность.
- Обобщенный критерий «Функциональность» включает использование теоретического материала, методологического и процедурного знания при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
- Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
1.3. В чём заключается сущность понятия «грамотность»?
Читательская грамотность(ЧГ) - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Математическая грамотность (МГ) – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах
Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, понимать особенности естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства
1.4. Проблема
|
Читательская грамотность |
Математическая грамотность |
Естественнонаучная грамотность |
|
1.Человек
и природа 2.Путешествия
по родной земле 3.Изучение
планеты 4.Научные
знания и открытия 5.Будущее 6.Смысл
жизни 7.Человек
и технический прогресс 8.Экологические
проблемы 9.Великие
люди нашей страны 10.Межличностные
отношения 11.Взаимодействие
людей в обществе 12.Внутренний
мир человека 13.Безопасность 14.Здоровье 15.Школьная
жизнь 16.Выбор товаров
и услуг 17.Человек
и книга 18.Культура 19.Образование 20.Работа |
1.Пространство
и форма 2.Изменение и
зависимости 3.Количество 4.Неопределённость
и данные
|
Содержательное
знание: 1. «Физические
системы» 2. «Живые
системы» 3. «Науки о
Земле и Вселенной»
Процедурное
знание |
|
Читательская грамотность |
Математическая грамотность |
Естественнонаучная грамотность |
|
1. Личный 2.
Образовательный 3.Общественный 4.Множественный |
1.Общественная жизнь 2.Личная жизнь 3.Образование/профессиональная
деятельность 4.Научная
деятельность
|
1.Здоровье 2.Природные
ресурсы 3.Окружающая
среда 4.Опасности и
риски 5.Связь науки и
технологий Уровни рассмотрения ситуации: 1.Личностный 2.Местный/национальный 3.Глобальный |
|
Читательская грамотность |
Математическая грамотность |
Естественнонаучная грамотность |
|
1.Находить
и извлекать информацию 2.Интегрировать
и интерпретировать информацию 3.Оценивать
содержание и форму текста 4.Использовать информацию из текста |
1.Формулировать
ситуацию на языке математики 2.Применять
математические понятия, факты, процедуры 3.Интерпретировать,
использовать и оценивать математические результаты 4.Рассуждать |
1.Научно объяснять
явления 2.Применять
естественнонаучные методы исследования 3.Интерпретировать
данные и использовать научные доказательства для получения выводов |
- с выбором одного верного ответа
- с выбором нескольких верных ответов
- с кратким ответом
- на установление последовательности
- с развернутым ответом
- комплексное задание с выбором ответа и объяснением
- низкий
- средний
- высокий
- Основаны на реальной жизненной ситуации, значимой для школьников информации (с учётом возрастных особенностей)
- Являются комплекснымии структурированными, т. е. содержащими несколько взаимосвязанных вопросов, относящихся к определённому сюжету
- Используются как сплошные (без визуальных изображений), так и несплошные(таблицы, диаграммы, графики, рисунки) тексты
- Часто имеют междисциплинарный характер, могут не требовать привлечения специальных предметных знаний
- Могут описывать экспериментальные работы исследовательского типа, содержать результаты реальных научных экспериментов, предполагать анализ первичных научных данных
- Форма ответа - различная (с выбором одного или нескольких верных ответов из предложенных, со свободным кратким ответом, с развернутым ответом и др.)
- Могут требовать привлечения дополнительной информации или содержать избыточную информацию
Примеры заданий по ЕНГ. Блок заданий «Водородная энергетика»
- Надо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности?
- Как быть с заданиями традиционными, то есть с чисто предметным содержанием?
- связанные с жизненным опытом школьников, выполнение которых требует применения знаний в незнакомых ситуациях, отличных от учебных
- межпредметного характера
- с развёрнутым ответом
- на материале реальных научных исследований.
- с информацией в виде графиков, таблиц, схем, рисунков







Надо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности?
ОтветитьУдалитьНесомненно, разработка заданий по функциональной грамотности — задача трудоёмкая и непростая. Поэтому, по моему мнению, не всем учителям следует в обязательном порядке заниматься самостоятельной разработкой таких заданий. Вместо этого, необходима согласованная работа учителей по всем предметам, то есть коллективная разработка и обмен опытом. Всем учителям важно понимать принципы ФГ, интегрировать её элементы в уроки и активно участвовать в коллективной работе по созданию и апробации заданий.
Как быть с заданиями традиционными, то есть с чисто предметным содержанием?
Я думаю, не стоит отказываться от использования традиционных заданий с чисто предметным содержанием. Они формируют системные знания и умения по предмету, которые являются фундаментом для развития функциональной грамотности. Без прочной предметной базы учащиеся рискуют стать лишь "потребителями информации, а не аналитиками". Таким образом, традиционные задания — неотъемлемая часть учебного процесса, которая должна гармонично сочетаться и интегрироваться с заданиями по развитию ФГ, обеспечивая прочную знаниевую основу для применения знаний в реальных жизненных ситуациях.
В наше время образовательные стандарты и программы нацелены на развитие функциональной грамотности у школьников. Это требует от учителей внедрения новых методов и подходов в обучении.
ОтветитьУдалитьФункциональная грамотность помогает формировать умение применять знания на практике, работать с информацией.Разработка заданий, учитывающих эти навыки, может оказаться полезной для учащихся.Хотя развитие функциональной грамотности важно, не обязательно всем учителям заниматься разработкой заданий по этой тематике. Возможно, некоторые предметы требуют меньше акцента на функциональную грамотность, чем другие. Разработка заданий по функциональной грамотности может быть рекомендована и полезна для учителей, это может не быть строго обязательным для всех, в зависимости от специфики предмета и учебного процесса.
Как быть с заданиями традиционными, то есть с чисто предметным содержанием?
Традиционные занятия и функциональная грамотность отличаются подходом к обучению и целям, которые ставятся перед учащимися.Традиционные задания, имеющие чисто предметное содержание, направлены на проверку уровня владения определенными знаниями и умениями в рамках конкретной учебной дисциплины. Занятия по функциональной грамотности направлены на развитие практических навыков, необходимых человеку для полноценной жизни и успешной адаптации в современном обществе. Они помогают освоить умения, позволяющие эффективно решать повседневные задачи, понимать окружающие процессы и адаптироваться к изменениям среды.
Таким образом, традиционное образование ориентировано на передачу базовых знаний, тогда как функциональная грамотность направлена на формирование практических навыков и способностей, необходимых для адаптации в быстро меняющемся мире.
Надо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности?
ОтветитьУдалитьЯ бы ответила на этот вопрос так: да, всем учителям необходимо систематически заниматься использованием и адаптацией заданий по функциональной грамотности, но не обязательно в обязательном порядке каждому разрабатывать их с нуля в полной изоляции.
Обязанность учителя - не в самостоятельной тотальной разработке, а в глубоком понимании философии функциональной грамотности и активном использовании ее принципов в своей практике. Это включает:
• Умение находить и отбирать качественные готовые задания.
• Навык их адаптации под своих учеников.
• Готовность к сотрудничеству с коллегами для создания межпредметных заданий.
Задача администрации и методистов - не заставлять, а создать условия: организовать работу методических объединений, обеспечить доступ к банкам заданий, проводить обучающие семинары, поощрять и распространять лучшие практики.
Только тогда формирование функциональной грамотности станет не очередной "кампанией", а естественной частью качественного современного урока.
Как быть с заданиями традиционными, то есть с чисто предметным содержанием?
Традиционные задания никуда не уйдут. Они - основа. Но они должны вести к чему-то большему. Наша задача как учителей - выстроить мост от прочных предметных знаний к умению их применять.
Например, берем стандартную задачу и меняем контекст.
• Было: "Рассчитайте азимут по карте."
• Стало: "Вы - инструктор по туризму. Составьте для группы новичков инструкцию по переходу от турбазы до озера с использованием компаса и карты. В инструкции укажите азимуты и примерное расстояние."
Или предваряем традиционное задание коротким жизненным кейсом.
• Перед тем как изучать тему "Климат", даем задание: "Собираетесь в отпуск в Испанию в июле. Изучите климатическую карту и прогноз погоды. Какую одежду и аксессуары вам обязательно взять с собой и почему?" А потом уже углубляемся в типы климатов.
Таким образом, традиционные и практико-ориентированные задания - не враги, а союзники. Грамотное их сочетание создает целостную, эффективную и мотивирующую образовательную среду, где есть место и для прочного усвоения основ, и для развития гибких навыков, необходимых в XXI веке.
Надо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности?
ОтветитьУдалитьНа этот вопрос нельзя ответить однозначно «да» или «нет». Функциональная грамотность — способность применять знания и умения в реальных жизненных и профессиональных ситуациях — действительно должна быть стратегической целью современной школы. Но то, как именно эта цель реализуется, требует рассудительного подхода, учитывающего профессиональную нагрузку учителей, специфику предметов и организационные ресурсы школы.
Во‑первых, важно признать: функциональная грамотность не существует отдельно от предметного знания. Она опирается на прочную предметную базу — владение фактами, понятиями, алгоритмами. Без этого «фундамента» применение знаний в жизни будет поверхностным. Поэтому задача школы — не заменить предметные задания функциональными, а интегрировать одно в другое: научить детей и знать, и применять.
Во‑вторых, все учителя должны быть вовлечены в формирование функциональной грамотности учащихся. Только при системном, сквозном подходе навыки будут устойчиво развиваться. Если развитие ФГ оставить на отдельный курс или на инициативу отдельных преподавателей, учащиеся не научатся переносить умения между контекстами. Обязательность не может сводиться к отдельному императиву «разработай свое ФГ‑задание». Гораздо эффективнее системный, координированный подход: интеграция ФГ в предметные программы, методическая поддержка, совместная разработка задач и разумная оценка результатов.
Как быть с заданиями традиционными, то есть с чисто предметным содержанием?
Традиционные предметные задания — не враг функциональной грамотности, а её фундамент. Главное — не противопоставлять, а выстраивать отношения между «знание‑задачами» и «прикладными задачами». Традиционные задания нужны и должны сохраняться. Но их следует сознательно использовать как строительные блоки: проверять базу, готовить к применению и превращать по мере необходимости в задания для функциональной грамотности. Тогда оба типа заданий будут взаимно дополнять друг друга.
Надо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности?
ОтветитьУдалитьСовременное образование стремится к тому, чтобы знания были применимы в реальной жизни, а не ограничивались рамками учебника.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать знания, умения и навыки для решения практических жизненных задач в различных контекстах: личностном, социальном, профессиональном. Функциональная грамотность формируется не только на уроках «профильных» предметов, но и в контексте всех учебных дисциплин.
Например:
Учитель истории может научить критически читать источники.
Учитель физики — умение интерпретировать данные и делать выводы.
Учитель ИЗО — визуальная грамотность и интерпретация символов.
В рамках обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО и СОО) формирование функциональной грамотности является одной из ключевых целей. Это означает, что все учителя должны учитывать её развитие при планировании уроков и составлении заданий. Основная задача учителя заключается в применении эффективных методов обучения , ориентированных на развитие функциональных учащихся, а не исключительно в самостоятельном создании новых заданий. Разработка заданий по функциональной грамотности учителем может быть рекомендована и очень полезна, все зависит от специфики преподаваемого предмета.
Для учителей важно понимать основные принципы формирования функциональной грамотности и уметь интегрировать соответствующие элементы в свою образовательную деятельность.
Как быть с заданиями традиционными, то есть с чисто предметным содержанием?
Даже в условиях современных образовательных подходов — таких как компетентностный, деятельностный, проектный или метапредметный — традиционные задания с чисто предметным содержанием по-прежнему имеют важное значение.
Традиционные задания — не враг, а инструмент. Главное — использовать их не как самоцель, а как ступеньку к более глубокому пониманию и применению знаний. Баланс между «старым» и «новым» — залог эффективного обучения.
Надо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности?
ОтветитьУдалитьОбязательность разработки заданий по функциональной грамотности для каждого учителя вызывает много вопросов и сомнений. Я, как учитель русского языка и литературы, часто задумываюсь над этим вопросом, наблюдая, как ученики сталкиваются с реальностью современного мира, требующего новых подходов к обучению.
Сегодня знания и навыки, полученные в школе, должны помочь выпускникам успешно справляться с задачами повседневной жизни, профессиональной деятельности и саморазвития. Функциональная грамотность предполагает умение применять изученные теоретические знания на практике, анализировать информацию, критически мыслить и решать реальные проблемы.
Однако следует признать, что создание таких заданий требует особого подхода и значительных временных затрат. Например, подготовка урока, направленного на развитие функциональной грамотности, включает анализ реальных жизненных ситуаций, разработку сценариев решения проблем, подбор материалов и подготовку методических рекомендаций. Всё это усложняет работу учителей. Многие учителя вынуждены совмещать преподавание с другими обязанностями, такими как проверка работ, участие в мероприятиях и ведение документации. Поэтому введение обязательного требования по разработке таких заданий может привести к перегрузке преподавателей и снижению качества обучения.
Кроме того, важно учитывать специфику предмета. Так, предметам гуманитарного цикла свойственны иные подходы к формированию функциональной грамотности, нежели предметам естественно-научного направления. Русский язык и литература, например, больше ориентированы на формирование коммуникативных компетенций, умения выражать мысли ясно и убедительно, понимание художественных образов и культурное наследие. Именно поэтому задания по функциональной грамотности должны разрабатываться дифференцированно, исходя из особенностей конкретного учебного предмета.
Таким образом, хотя развитие функциональной грамотности является важной задачей современной школы, её реализация должна осуществляться постепенно и гибко, учитывая особенности педагогической нагрузки и специфика предметов. Возможно, стоит разработать рекомендации и курсы повышения квалификации для учителей, направленные на освоение методов формирования функциональной грамотности. Только тогда внедрение новой образовательной практики станет эффективным и полезным для всех участников образовательного процесса.
Надо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности?
ОтветитьУдалитьНа этот вопрос сложно ответить однозначно, я считаю, что не все учителя в обязательном порядке должны заниматься разработкой заданий. Однако всем без исключения учителям необходимо понимать суть функциональной грамотности и уметь интегрировать её принципы а в свои уроки. Разработка заданий для всех учителей будет неэффективна, это вопрос компетенции и времени. Создание качественных заданий это сложная методическая задача. Гораздо рациональнее использовать готовые, а проверенные задачи, чем изобретать велосипед, каждой школе. Главная задача научить применять знания в контексте своего предмета.
Надо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности?
ОтветитьУдалитьВопрос о том, должны ли все учителя в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности, вызывает оживленные дискуссии в педагогическом сообществе. С одной стороны, функциональная грамотность, как способность применять знания и навыки в реальных жизненных ситуациях, является ключевым компонентом современного образования. Разработка заданий, направленных на её развитие, безусловно, способствует повышению качества обучения и подготовке учащихся к жизни в быстро меняющемся мире.С другой стороны, возложение этой обязанности на всех учителей может оказаться непосильной задачей. Не все педагоги обладают достаточной квалификацией и опытом в этой области. Кроме того, разработка качественных заданий, отвечающих требованиям функциональной грамотности, требует значительных временных и интеллектуальных затрат.Оптимальным решением, возможно, является сочетание обязательных и добровольных элементов. Например, можно ввести обязательный курс повышения квалификации для учителей по функциональной грамотности и предоставить им методическую поддержку. При этом разработка заданий может быть распределена между педагогами с учетом их специализации и интересов. Важно также учитывать загруженность учителей и предоставить им достаточно времени для этой работы. В конечном итоге, цель состоит в том, чтобы создать условия, в которых учителя могли бы эффективно развивать функциональную грамотность учащихся, не перегружая их дополнительными обязанностями.
Как быть с заданиями традиционными, то есть с чисто предметным содержанием?
Как быть педагогу на уроках с заданиями традиционными, то есть с чисто предметным содержанием?
Современный педагог, сталкиваясь с традиционными заданиями, насыщенными предметным содержанием, оказывается перед дилеммой: с одной стороны, необходимо обеспечить усвоение базовых знаний, с другой – стимулировать развитие критического мышления и творческих способностей учащихся. Решение этой задачи кроется в трансформации подхода к преподаванию и адаптации традиционных заданий к современным образовательным потребностям.
Во-первых, важно не просто транслировать знания, а создавать условия для активного познания. Предметное содержание должно стать отправной точкой для исследования, дискуссии и самостоятельного анализа. Педагог выступает в роли фасилитатора, направляющего и поддерживающего учащихся в их учебном процессе.
Во-вторых, необходимо интегрировать межпредметные связи. Традиционные задания часто кажутся оторванными от реальной жизни. Подчеркивая взаимосвязь изучаемого материала с другими дисциплинами и повседневными ситуациями, педагог помогает учащимся увидеть целостную картину мира.
В-третьих, следует использовать разнообразные методы и приемы обучения. Отказ от монотонного изложения материала и внедрение интерактивных технологий, групповой работы, проектной деятельности и других современных образовательных подходов позволяет повысить вовлеченность учащихся и сделать процесс обучения более интересным и эффективным.
Таким образом, даже работая с традиционными заданиями, педагог может создать образовательную среду, способствующую развитию у учащихся не только предметных знаний, но и ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном мире. Главное – гибкость, творческий подход и стремление к постоянному самосовершенствованию.
Надо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности?
ОтветитьУдалитьВ обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности не стоит,но просто разработать задание на понимание текста-нужно. Мы заинтересованы в усвоении своего предмета.Сейчас с "поверхностным" восприятием текста, произведения это просто необходимо. Легко сказать ребенку: "Прочти и сам всё поймешь", а если нелегко, а если надо вместе разобраться.В любом случае,мы работаем с текстом,применяя функциональную грамотность почти на каждом уроке, просто не всегда об этом задумываемся.
Разработка заданий по функциональной грамотности не является обязательной обязанностью каждого учителя, но активное участие в мероприятиях по компетентности в этой сфере необходимо принимать, так как функциональная грамотность - это показатель качества современного образования. Сегодня главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. И на мой взгляд, что задания по функциональной грамотности помогут учащимся развивать эти способности, научат применять доступную информацию в жизни.
ОтветитьУдалитьТрадиционные задания всегда являлись фундаментом образования. Считаю, что грамотное использования традиционного подхода вместе с творческими, креативными заданиями повышает интерес учеников к обучению.
Нет, необязательно, чтобы абсолютно все учителя занимались самостоятельным созданием заданий по функциональной грамотности. Эту работу вполне можно распределить между педагогическими группами или отдельными специалистами. Тем не менее, участие каждого учителя в разработке таких заданий было бы весьма полезно, поскольку оно повышает их квалификацию и улучшает качество преподавания. Совместная работа над заданиями позволит учесть разные подходы и обогатить содержание уроков, сделав их более интересными и полезными для учеников. Таким образом, хотя обязательное требование отсутствует, рекомендуется активно привлекать учителей к созданию заданий по функциональной грамотности.
ОтветитьУдалитьНадо ли всем учителям в обязательном порядке заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности? Когда мы говорим о «функциональной грамотности», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Всему этому мы должны научить детей! Владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, я считаю, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели сейчас так или иначе выстроены с учетом этой компетенции.
ОтветитьУдалитьКак быть с заданиями традиционными, то есть с чисто предметным содержанием? Я согласна с коллегами, что не стоит отказываться от использования традиционных заданий с чисто предметным содержанием, т.к. они формируют системные знания и умения по предмету, которые являются фундаментом для развития функциональной грамотности. Таким образом, традиционные задания — неотъемлемая часть учебного процесса, которая должна гармонично сочетаться и интегрироваться с заданиями по развитию ФГ, обеспечивая прочную знаниевую основу для применения знаний в реальных жизненных ситуациях.
Не все учителя в обязательном порядке должны заниматься разработкой заданий, но участие учителя в разработке заданий по функциональной грамотности полезно, так как оно повышает квалификацию и улучшает качество преподавания.
ОтветитьУдалитьУчитель должен обладать высокой функциональной грамотностью, чтобы успешно реализовать свои профессиональные задачи. Педагог должен постоянно расширять свои знания и умения, чтобы быть грамотным и компетентным специалистом, который способен эффективно обучать разных обучающихся и решать различные проблемы. Он должен быть готов к использованию новых методов и технологий, чтобы успешно реализовать свои профессиональные задачи и достичь высоких результатов в обучении и развитии ученика.
Традиционные задания формируют системные знания и умения по предмету, которые являются фундаментом для развития функциональной грамотности. Без прочной предметной базы учащиеся рискуют стать лишь «потребителями информации, а не аналитиками».
Да, заниматься интеграцией функциональной грамотности в свою практику обязан каждый учитель-предметник, но это не означает тотального отказа от традиционных заданий. Речь идет не о замене, а о разумном синтезе и эволюции подхода.
ОтветитьУдалитьЧтобы понять, почему это необходимо, нужно признать простой факт: школа готовит детей не к экзаменам, а к жизни. А жизнь редко предлагает задачи в формате «Вставьте пропущенные буквы». Она ставит перед нами комплексные, междисциплинарные проблемы, требующие для своего решения целого набора компетенций. Функциональная грамотность — это и есть мост между академическими знаниями и реальной жизнью. Ее нельзя сформировать на одном-двух специальных уроках. Современные образовательные стандарты прямо ориентированы на «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся…». Без привязки знаний к реальности эти цели останутся не выполненными. Важно ответить, что практико-ориентированная задача сразу демонстрирует ценность знания. Когда ученик видит, что знания можно применять практически , учеба обретает смысл. При этом традиционные задания не уходят в прошлое, они остаются фундаментом, но перестают быть самоцелью. Традиционные и функциональные задания будут выстраиваться в естественную иерархическую систему. Умение видеть жизненный контекст за формулами и правилами — это высший пилотаж педагогического мастерства. Это делает работу учителя более творческой и значимой.
Обязанность учителя сегодня — не просто передать сумму знаний, а научить ими пользоваться.
Здравствуйте, спасибо за комментарий. Напишите, пожалуйста, Вашу фамилию, чтобы мы могли отметить выполненное задание в таблице продвижения участников.
Удалить1) Да, надо. Спросите любого учителя, и он вам подтвердит: самая частая жалоба детей — «А зачем мне это в жизни?». Функциональная грамотность — это и есть прямой ответ на этот вопрос.
ОтветитьУдалитьЯ могу годами рассказывать про «Закон Ома для участка цепи», а ученики будут решать абстрактные задачи с резисторами. А можно попробовать дать задание по функциональной грамотности. привести жизненную ситуацию, которая может коснуться каждого. тем самым мы повышаем интерес к изучаемому предмету.
2)От традиционных задач отказываться нельзя, ведь они играют роль фундамента, помогают закрепить знания ученика.
умение учителя совместить два этих типа задач приведет к лучшему усвоению и закреплению материала учениками
Вопрос разработки заданий по функциональной грамотности для учителей является актуальным и многогранным. Функциональная грамотность охватывает умения, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Это включает в себя навыки чтения, письма, математические способности и критическое мышление.Разработка заданий по функциональной грамотности должна стать обязательной частью работы учителей, поскольку она способствует подготовке учащихся к реальным жизненным ситуациям. Учащиеся, обладая этими навыками, лучше справляются с повседневными задачами, такими как управление финансами, анализ информации и принятие решений.
ОтветитьУдалитьКроме того, наличие функциональной грамотности у учащихся напрямую связано с их успехами в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности. Заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности необходимо всем учителям, но этот процесс должен быть поддержан системным обучением и ресурсами. Это не только повысит качество образования, но и создаст более подготовленных и уверенных в себе граждан.
🖍Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Но что такое функциональная грамотность педагога? И как проверить еë наличие?Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить еë достоверность, на еë основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.Важно, чтобы функциональная грамотность была не обособленным набором задачек для решения, а процессом, гармонично вшитым в общую учебную программу (это если речь идëт о школьниках).
ОтветитьУдалитьРешение проблемных заданий на уроках развивает целеустремленность, скорость и гибкость мышления, нестандартное мышление, мобильность, информационную и коммуникативную культуру.
Вопрос о том, должны ли все учителя заниматься разработкой заданий по функциональной грамотности, с одной стороны, формирование функциональной грамотности у обучающихся – это важная задача. Эти навыки позволяют применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
ОтветитьУдалитьОднако не стоит забывать и о традиционном предметном содержании. Чисто предметные знания необходимы. Отказ от них в пользу исключительно функциональных задач может привести к поверхностному усвоению материала и пробелам в знаниях.
Решением, вероятно, является совмещение элементов функциональной грамотности в традиционные предметные задания. Это позволит учителям совмещать оба подхода, не перегружая себя дополнительной работой.