Практико-ориентированные задачи: уровни сложности и структура практико-ориентированной задачи
Для формирования и проверки сформированности компетентностей необходимо разрабатывать специальные (отличные от традиционных) задания и задачи. Анализ литературы показал, что сейчас активно ведется работа в этом направлении, хотя разные авторы по-разному называют задачи: компетентностные, контекстные, ситуационные, сюжетные, практико-направленные, компетентностно-ориентированные, учебно-практические позволяющие проверять уровень сформированности различных компетенций. Мы используем термин «практико-ориентированные задачи», учитывая их целевое назначение в процессе обучения.
Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.
Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных задач – “окунуть” в решение “жизненной” задачи. Важными отличительными особенностями практико-ориентированных задач от стандартных математических (предметных, межпредметных, прикладных) являются:
- значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
- условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;
- информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов;
- указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи.
Кроме выделенных четырех обязательных характеристических особенностей, практико-ориентированные задачи имеют следующие:
- по структуре эти задачи – нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия;
- наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности), причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
Мы выделили три уровня сложности практико-ориентированных задач и их связь с уровнем компетентности (см. таблица 1).
Таблица 1
Уровни сложности практико-ориентированных задач
|
Уровень |
Практико-ориентированная задача |
Соответствие уровню компетентности |
|
1 уровень |
Для
решения требуется один теоретический факт при разрешении практической
ситуации. |
1 уровень
– уровень воспроизведения |
|
2 уровень |
Для
решения требуется комбинация нескольких идей при разрешении практической
ситуации, применяются знания из разных разделов предмета, личные наблюдения. |
2 уровень
– уровень связи |
|
3 уровень |
Для
решения требуется исследовательский подход при построении предметной модели
ситуации, изучении нового материала, поиска нескольких способов решения одной
задачи. |
3 уровень
– уровень размышления |
1) Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно. Он должен содержать только ту информацию, которая помогает заинтересовать обучающегося в выполнении задания или облегчает понимание задачной формулировки, следующей за стимулом. Если описание ситуации содержательно важно для выполнения учащихся задания, оно играет в структуре практико-ориентированного задания роль одного из источников информации и размещается после задачной формулировки.
2) Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Задачная формулировка не может допускать различных толкований.
3) Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Другими словами, он является ресурсом для деятельности учащегося. Поэтому главное требование, предъявляемое к источнику, чтобы он был необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности. Чтобы практико-ориентированное задание было надежным, преподаватель должен быть уверен, что успешность обучающегося не зависит от того, располагает ли он тем или иным знанием. В отдельных случаях преподаватель может предлагать задание, которое основывается не только на внешних информационных ресурсах, но и на внутренних – программном содержании, которое было усвоено обучающимися. Предлагая такое задание, преподаватель должен, во-первых, предварительно убедиться (например, с помощью теста), что знания учащимися усвоены, во-вторых, перечислить, на какие предметные знания обучающийся должен опираться при выполнении задания.
4) Инструмент проверки:
- модельный ответ – перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа;
- ключ – эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;
- наблюдения – способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий