Модуль 2. Практико-ориентированные задачи

Практико-ориентированные задачи: понятие, цель, функции, особенности, проблемы, возникающие при решении таких задач 

Практико-ориентированные задачи –  это учебные задания или ситуации, направленные на развитие практических навыков, применение теоретических знаний в реальных жизненных ситуациях и формирование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности. Эти задачи помогают школьникам  научиться применять полученные знания и умения на практике, готовить себя к решению реальных проблем и ситуаций, с которыми они столкнутся в своей будущей профессии.

Цель практико-ориентированных заданий – «погружение» в решение «жизненной» задачи.

2.1. Основные характеристики практико-ориентированных задач

  • Реалистичность. Такие задачи моделируют реальные жизненные или профессиональные ситуации, приближены к действительности и требуют от студентов действовать аналогично специалистам соответствующей области.
  • Интеграция теории и практики.  Они способствуют соединению абстрактных понятий и концепций с конкретными действиями и решениями, демонстрируя связь между учебным материалом и реальной жизнью.
  • Развитие профессиональных навыков.  Практико-ориентированные задачи позволяют развивать компетенции, необходимые для конкретной специальности, такие как аналитические способности, критическое мышление, принятие решений, умение планировать деятельность и взаимодействовать с коллегами.
  • Применение методов активного обучения.  Для решения таких задач часто используются активные методы обучения, такие как кейс-стадии, проектная работа, деловые игры, симуляции и другие интерактивные формы взаимодействия обучающихся.
  • Обратная связь и рефлексия.  После выполнения практико-ориентированной задачи студенты получают обратную связь, позволяющую оценить эффективность своего подхода и скорректировать будущие действия. Это способствует развитию самосознания и саморефлексии.

Виды практико-ориентированных заданий по направленности:

  • связанные с жизнью, с практической деятельностью человека;
  • задания «житейского содержания»;
  • задания профориентационной направленности

Особенности практико-ориентированных заданий:

  • значимость результата, мотивирующая школьников;
  • формулировка условий задания в виде сюжета, ситуации, проблемы;
  • представление информации и данных в различной форме;
  • указание области использования результата решения;
  • нестандартная структура, т.е. неопределённость некоторых компонентов заданий;
  • избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия;
  • многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы;
  • многообразие типов вопросов.

2.2. Использование материалов из школьных учебников для разработки практико-ориентированных заданий

В настоящее время задачи на формирование функциональной грамотности часто ошибочно отождествляют с интегрированным обучением или межпредметными связями. Тогда как  задача должна включать контекстную ситуацию, которая стимулирует учащихся к применению знаний из разных предметных областей для поиска решений реальных проблем.

Давайте разберемся подробнее.

Основные различия:

Интегрированное обучение / Межпредметные связи.

Интеграция предполагает объединение содержания различных учебных предметов таким образом, чтобы учащиеся могли видеть взаимосвязи между ними. Это помогает учащимся осознавать целостность мира и формировать целостное представление о действительности. Например, изучение физики совместно с биологией позволяет лучше понимать процессы природы.

Примеры:

- Изучение строения клетки (биология), процессов диффузии и осмоса (химия).

- Анализ исторических событий через призму литературы, искусства и музыки той эпохи.

Однако такие задания зачастую носят теоретический характер и ограничиваются учебными дисциплинами, тогда как задачи на функциональную грамотность направлены именно на решение практических жизненных ситуаций.

Функциональная грамотность.

Задача на функциональную грамотность представляет собой практическое задание, которое моделирует реальную жизненную проблему, стимулируя ученика применить знания и умения из нескольких дисциплин одновременно. Важно подчеркнуть, что такое задание должно учитывать реальные жизненные контексты и ситуации, выходящие за рамки учебной программы.

Пример задачи на функциональную грамотность:

Ученику предлагается рассчитать затраты на путешествие семьи на автомобиле, учитывая расстояние маршрута, расход топлива автомобиля, стоимость бензина, планируемые остановки и расходы на питание. Для решения такой задачи потребуется применение математики (расчеты затрат), географии (определение расстояния и выбора оптимального маршрута), экономики (оценка бюджета) и экологии (анализ влияния выбросов углекислого газа на окружающую среду).

Отличительные признаки задачи на функциональную грамотность:

1. Реалистичность: Задача отражает реально существующие проблемы и ситуации повседневной жизни.

2. Практическая направленность: Решение ориентировано на получение конкретного результата, имеющего значение вне школьной среды.

3. Комплексность требований: Задания требуют интеграции знаний и навыков из различных предметных областей.

4. Стратегическое мышление: Учащиеся вынуждены выбирать стратегию решения, анализировать информацию, применять критическое мышление и оценивать возможные последствия своего выбора.

Таким образом, функциональные задачи выходят далеко за пределы простого изучения школьных предметов — они готовят учеников к реальной деятельности и самостоятельному принятию решений!

Использование материалов из школьных учебников для разработки практико-ориентированных заданий

Практическое задание 1

Уважаемые коллеги! Проработайте учебный материал ваших школьных дисциплин, разрабатывая практико-ориентированные задания, которые наглядно демонстрируют прикладное значение изучаемого материала. Примеры таких заданий приведены выше в таблице по следующим дисциплинам: русский язык, математика, география, химия.

Современное общество предъявляет высокие требования к специалистам практически любых областей: будь то медицина, инженерия, искусство или профессия ландшафтного дизайнера. Сегодня недостаточно обладать лишь профессиональными знаниями и умениями — необходимо научиться применять их на практике, находить оптимальное решение проблем и уверенно взаимодействовать с окружающими людьми.

Именно поэтому понятие функциональной грамотности становится ключевым фактором успеха в современной жизни. Под функциональной грамотностью понимают умение эффективно применять приобретённые знания и навыки в повседневной деятельности, решать реальные жизненные задачи и адекватно реагировать на изменения внешней среды.

Разместите выполненное задание в таблице, перейдя по ссылке

Практическое задание 2
Каждая профессия требует особых качеств и компетенций, которые делают её уникальной. Так, ландшафтный дизайнер совмещает в себе три важные роли: художника, садовника и архитектора. Чтобы объяснить учащимся или коллегам-педагогам важность такой комплексной подготовки и формирования функциональной грамотности, давайте рассмотрим подробнее, каким образом каждая роль влияет на профессионализм и успешность специалистов данной сферы.
Ландшафтный дизайнер - художник, садовник, архитектор в одном лице

ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
  • почвоведение, цветоводство, флористику, ботанику;
  • ландшафтное проектирование и строительство, материаловедение, дендрологию, мелиорацию;
  • черчение, рисование, основы архитектуры;
  • традиции и стили, теорию ландшафтного искусства, историю садово-паркового искусства;
  • правила разработки сметы на реализацию проекта.

Коллеги, перейдите по ссылке и изучите таблицу, которая иллюстрирует взаимосвязь школьного образования с будущей профессией, подчеркивая важность подготовки школьников к успешной карьере и продуктивной трудовой деятельности. 
Дополните таблицу, указав ФИО, добавьте любые другие предметы, продемонстрировав, каким образом конкретные знания и умения, изучаемые в рамках школьных дисциплин, способствуют развитию значимых профессиональных компетенций, востребованных в деятельности ландшафтного дизайнера (пример дополнения в таблице выделен синим цветом). 

Таким образом, практико-ориентированные задачи являются важным элементом учебного процесса, способствующим формированию компетентных специалистов, готовых решать практические проблемы в условиях реальной жизни и профессиональной деятельности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий